Нефть приготовилась к дальнейшему снижению на фоне рекордного переизбытка бензина, вынуждающего нефтепереработчиков преждевременно переключаться на производство зимних сортов топлива

Теперь каждый знает о рекордном переизбытке бензина, о чем мы впервые заговорили в феврале этого года, указав, что именно этот переизбыток и есть “большая угроза” нефтяным ценам. И теперь нефть, наконец-то, отреагировала на беспрецедентную разбалансировку не только нефтяного рынка, но и рынка нефтепродуктов, что нашло отражение в рекордных запасах бензина и значительно выросших объемах китайского экспорта бензина, дистиллятов и других продуктов нефтепереработки.

Сегодня известный медведь по нефти Адам Лонгсон из Morgan Stanley выпустил отчет, в котором написал, что “коррекция, драйвером которой выступает нефтепереработка, уже близко”. Некоторые ключевые моменты отчета:

Перебои в поставках нефти, неплохая маржа нефтеперерабатывающих предприятий и бычий настрой относительно глобальных перспектив спроса на бензин вызвали аномально высокий спрос на нефть в конце 2015 начале 2016 года – гораздо выше того, чего требовал рынок. Хотя такой аппетит на нефть помог выправить статистику по нефти в некоторых регионах, рынок бензина оказался сверх меры переполненным этим продуктом. Его запасы находятся на пятилетних пиках в каждом из регионов, а маржа нефтепереработчиков резко снизилась. Переизбыток бензина надавит на рынок нефти, но это произойдет с временным лагом. Поскольку маржа нефтепереработчиков продолжает сжиматься, они будут вынуждены снижать загрузку своих мощностей, что опосредует снижение спроса на нефть. В итоге это приведет к неприятностям в транспортировке нефти, углублению контанго, нагромождению запасов и, наконец, к более низким ценам на нефть.

Вопреки ожидаемому всеми всплеску спроса на бензин, который должен был снизить накопившиеся запасы этого топлива и придать импульс дальнейшему движению нефтяных цен на верх, этого не произошло. Более того, согласно Morgan Stanley, спрос на бензин замедляется.

Спрос на продукты нефтепереработки замедляется, особенно отчетливо это видно по ключевым рынкам бензина и дизельного топлива. Топливо, а, особенно, бензин – эта самые ценные составляющие барреля нефти, но рост спроса на эти продукты показывает признаки замедления. Китай выступал огромным источником потребления бензина в последние годы, но и там спрос значительно снизился в последнее время. Спрос на бензин упал на 1,8% к тому же периоду прошлого года (после того, как показывал рост на 12-15% в течение 2015 года), спрос на дизельное топливо рухнул на 11%. Многие развивающиеся рынки, которые ранее показывали рост спроса на топливо, также замедляются по этому показателю на фоне снижения цен на коммодити и отмены субсидий на топливо со стороны государств (Саудовская Аравия, Бразилия). Исключение составляли США и Индия, но даже здесь мы видим признаки замедления по последним данным. Спрос на бензин в США в апреле был ниже, чем в марте, вопреки сезонным трендам.

Тренд спроса на продукты нефтепереработки опережает тренд спроса на нефть, и это происходит впервые за последние 3 года. Нефтепереработчики главные потребители нефти, и спрос на нефть в конечном счете гораздо более важен для баланса нефтяного рынка, чем спрос на продукты нефтепереработки. Учитывая состояние переизбытка продуктов нефтепереработки на рынках и уменьшающуюся маржу нефтеперерабатывающих предприятий, мы ожидаем, что спрос на нефть продолжит ухудшаться в течение ближайших месяцев.

demand refinery MS

Результат: после тестирования отметки $50 за баррель всего несколько недель назад, WTI опять ниже $43 за баррель, и темп снижения усиливается, напоминая нам о поведении нефтяных цен во второй половине 2015 года.

Однако то, что проблема была осознана, совсем не значит, что что-либо делается для ее решения. Напротив, согласно Reuters, нефтепереработчики делают еще одну отчаянную попытку для того, чтобы отсрочить неизбежное восстановление рыночного равновесия. Поскольку спрос на летнее топливо оказался разочаровывающим, они переключаются на производство зимних сортов на несколько недель ранее, чем это происходило в предыдущие годы. Но проблема в том, что, сделав это, нефтепереработчики накопят запасы зимнего топлива также гораздо раньше, чем это происходило прежде, и, если не случится чудо, и спрос на топливо вдруг не воспарит ввысь – что очень вероятно – то крах нефтяных цен окажется просто отсроченным на несколько месяцев, но, когда он случится, он будет гораздо более резким.

Согласно Reuters, переключение нефтеперерабатывающих предприятий с выпуска летних сортов топлива, которые более безопасны для окружающей среды и более затраты в производстве, на зимние сорта обычно происходит в августе. Продажи этого топлива стартуют 15 сентября, что оговорено регулятивными нормами.  Зимним сортам характерна повышенная испаряемость, что в летнюю жару может вызывать загрязнение атмосферы.

“Зачем производить летнее топливо, если прямо сейчас вы можете выпускать более дешевый товар, который сможете начать продавать, когда позволит законодательство,” говорит Эрик Розенфельд, трейдер из компании PAPCO Inc.  Однако он не упоминает, что смысла в производстве летних сортов топлива также нет и по причине отсутствия спроса на них. Еще он не говорит о том, что раннее переключение производств с летних сортов топлива на зимнее в итоге еще больше усилит переизбыток этих продуктов.

Впрочем, Reuters отмечает, что “выпуск большего количества зимних сортов топлива сейчас ухудшит ситуацию с преизбытком позднее, но индустрия осознано идет на этот риск, поскольку других вариантов у нее нет.”

Взглянув на крэк-спред, нетрудно догадаться, что американских нефтепереработчиков ожидает еще один квартал слабых прибылей и, возможно, худший год с момента начала сланцевого бума в 2011 году. Так, что же делать простым нефтепереработчикам, которые не в силах остановить этот нефтяной поезд? Конечно же, поставить ставку на “зимний автомобильный сезон”.

Летний бензин труднее производить, чем зимний — вот почему цены на него растут при наступлении летней жары. Зимой, когда испарение не является проблемой, бензин делается с большей Упругостью паров бензина по Рейду (принятая метрика измерения летучести бензина).

В этом году, в стремлении сократить издержки, нефтепереработчики раньше срока преступили к подмешиванию бутана – самого дешевого компонента бензина – для того чтобы превратить летние баррели в зимние баррели, утверждают источники из трейдерских кругов.

С какой стороны не посмотри, но происходящее несет плохие новости, как для маржи нефтепереработчиков, так и для цен нефть. “Некоторые считают, что раннее переориентирование нефтепереработчиков на зимние сорта топлива – это признак грядущих трудностей в отрасли. Они делают летнее топливо зимой, потому что зимнее топливо не нужно. Теперь они будут делать зимнее топливо летом, потому что летнее не нужно,” говорит трейдер с Восточного побережья США.

Переход производств на зимние сорта топлива частично объясняется аномальной структурой рынка, говорит трейдер. Исторически цены на бензин снижаются с наступлением осени, и нефтепереработчики начинают переходить на производство зимних сортов топлива. Но в этот раз падение форвардных цен, как ожидается, не будет таким выраженным, как в последние 6 лет, пишет Reuters.

Фьючерсы на сентябрьскую поставку торгуются с премией в 7 центов к октябрьской поставке. Это значение гораздо ниже 20 центов, которые мы наблюдали в прошлом году. Это, а также огромные запасы бензина, побудили нефтепереработчиков переключится на производство зимнего бензина еще до начала августа, так как они решили, что текущих запасов летнего топлива хватит до конца сезона.

В том, что запасов летнего бензина хватит до конца сезона нет никаких сомнений, потому что на рынке явно недостает спроса. Но, если летний сезон был плох, то зимний может оказаться просто катастрофой.

Этот отчаянный шаг – вероятно, краткосрочная передышка. Запасы бензина в США находятся на уровне 241 млн. баррелей, что на 10% выше прошлогодних значений и гораздо выше пятилетних средних величин.

“Небольшое снижение объемов нефтепереработки вряд ли решит проблему,” сказано в отчете Energy Aspects, выпущенном в четверг. “Необходимы большие сокращения.”

И эти сокращения, вероятно, послужат причиной следующего резкого снижения цен на нефть, потому что вопрос не только в излишнем предложении нефти, но и в недостатке спроса. Другими словами, в том, что происходит виноваты не столько страны члены-ОПЕК, не сумевшие договорится друг с другом, сколько слабость экономики США, о чем не принято говорить по политическим причинам.

Опубликовано 25.07.2016 г.

Oil Set For Bigger Drop As Historic Gasoline Glut Forces Early Switch To Winter Blends

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *