Потребители-улитки

Автор Pater Tenebrarum.

 

Экономическому восстановлению во второй половине года мешает “восстание потребителей”

 

Мы, как правило, не комментируем помесячную статистику. Мы полагаем, что гораздо более правильней смотреть на большую картину, когда хотя бы некоторые неизбежные поправки уже будут сделаны.

1

Нетерпеливые потребители штурмуют торговый центр

 

Сегодня мы сделаем исключение. Наш друг Майкл Полларо послал нам обновленный график по розничным продажам. Очевидно, что консенсус-прогноз экономистов излишне оптимистичен по отношению к этому показателю уже в течение нескольких лет. Майкл назвал этот график “восстание потребителей!”

Наши регулярные читатели знают, что, в отличие от расхожих представлений, мы не считаем потребление драйвером экономического роста. Рост потребления – это результат экономического роста, а не его причина. Причина экономического роста – сбережения и (разумные) инвестиции.

Термин “инвестиции” предполагает наличие разумности, поскольку в экономике, в которой искусственно вызванный кредитный бум является нормой, большая часть инвестиций оказывается неразумной. Недавний пример – это нефтяная индустрия, в которую были сделаны крайне плохие инвестиции, и это произошло вследствие ценовых искажений, вызванных главным образом монетарной накачкой.

Рост потребления оказывает влияние на обобщенные экономические показатели, публикуемые правительством, такие, как ВВП. В этом смысле, можно говорить, что рост потребления влияет на экономический рост. Следует заметить, что в нашей фиатной монетарной системе, управляемой приверженцами центрального планирования, значительная часть потребления – это симптом потребления капитала, а не отражение истинного экономического роста.

Касательно графика Майкла и о том, почему мы решили прокомментировать выход этой статистики: похоже, что традиционное “восстановление во втором полугодии” в этом году начинает спотыкаться раньше обычного. График показывает, как розничные продажи и продажи предприятий общественного питания контрастируют с ростом занятости согласно официальным исследованиям. Рост продаж ресторанов показан отдельно:

2

Рост розничных продаж в годовом исчислении (зеленая линия), рост продаж ресторанов в годовом исчислении (синяя линия) против роста занятости (красная линия)

 

Как показывает график, подобно и другой статистике, рост розничных продаж и рост занятости недавно начал значительно расходиться. Исторически эти показатели тесно коррелируют между собой; большие расхождения между ними – это крайне редкое явление.

Другими словами, или текущее расхождение сократиться тем или иным способом, или что-то не так со статистикой. Мы говорим об этом, потому что Майкл также проинформировал нас о том, что многие уважаемые эксперты поторопились высказаться в том смысле, что слабые числа роста розничных продаж следует игнорировать, поскольку рост новых рабочих мест оказался сильным. Однако у этой позиции есть большая проблема (и не одна, но мы фокусируем свое внимание именно на ней).

По словам Энтони Сандерса, июльский трудовой отчет вышел таким, каким он вышел из-за огромных сезонных корректировок. Что делает эти сезонные корректировки еще более необычными, так это то, что они сильно отличаются от корректировок, сделанных в это же время в прошлые года:

3

Сезонные поправки для июля, начиная с 2006 года. Поправка в сторону роста рабочих мест для июля – это необычное явление.

 

Это, очевидно, объясняет, почему вероятность поднятия ставки, отражаемая фьючерсами на Федеральные фонды, не слишком изменилось после выхода “сенсационного” трудового отчета.

                       

Заключение

 

Возможно мы приближаемся к точке экономического цикла, описанной Роджером Гаррисоном:

“Вначале цикла кредитной экспансии получатели доходов потребляют больше, чем они делали бы это в других условиях. Позднее они вынуждены потреблять меньше, не будь этого кредитного цикла.”

Если дело и правда в этом, то экспертов, участвующих в составлении консенсус-прогнозов, ждет не мало сюрпризов в будущем.

4

Сейчас этого, вероятно, не происходит

Опубликовано 12.08.2016 г.

Retail Snails

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *