Наступление “Апокалипсиса ритейла”

Самое веское доказательство того, что “Апокалипсис ритейла”, возможно, вот-вот наступит, пришло к нам в пятницу.

Департамент Коммерции выпустил отчет с цифрами роста ВВП за первый квартал 2017 года, который оказался равен лишь 0,7% из расчета за год. Этот отчет также показал, что рост расходов домохозяйств оказался самым медленным с 2009 года.

Некоторые экономисты называют такой темп роста экономики “скоростью сваливания в штопор.” После 94 месяцев самого слабого экономического восстановления в современной истории, лучших слов описать происходящее и найти невозможно.

С четвертого квартала 2007 года реальный ВВП рос усредненным ежегодным темпом в 1,25%, и эта цифра составляет менее трети исторического тренда увеличения этого показателя в 3,4% годовых.

Я полагаю, что краткосрочные цифры ВВП и другие данные, публикуемые фабрикой статистики из Вашингтона – это случайный шум. Но теперь в статистике есть “исходящая информация” из сферы коммерции, от которой сложно отмахнуться.

Я имею в виду то, что я называю “заслужившие доверие” данные. И в этом смысле интересны цифры налоговых поступлений в казну Дяди Сэма. Ни один из 20-ти миллионов американских бизнесов не станет удерживать подоходный налог с непонятным образом сезонно скорректированных рабочих мест-фантомов. Также они не станут уплачивать налог на ожидаемые прибыли, которые, с их точки зрения, не материализуются.

Таким образом, когда двенадцатимесячная скользящая средняя налоговых поступлений находится на отрицательной территории четвертый месяц подряд, это очень большой предупредительный сигнал. За всю историю такого ни разу не происходило вне рецессии.

Даже самое дешевое финансирование за всю новейшую историю, очевидно, уже не может поддержать чрезмерно разутый сектор коммерческой недвижимости, предназначенной для ритейла. После масштабного, основанного на дешевых деньгах отскока, состоявшегося после краха 2008-2009 годов, и рост кредитования под покупку коммерческой недвижимости и рост продаж коммерческой недвижимости начали уходить на отрицательную территорию.

Нужно ли говорить, что в центре этого слома на рынке кредитования покупок коммерческой недвижимости объемом $3 трлн. развивается Армагеддон ритейла.

Этот Армагеддон набирает силу, и один лишь недавний иск о банкротстве Payless означает, что только в 2017 году будет закрыто как минимум 3 500 розничных магазинов.

Даже Бюро Трудовой Статистики, похоже, начинает осознавать, насколько ужасна ситуация, в которую попали моллы. В последние несколько месяцев указанное ведомство сообщило об уменьшении 60 000 рабочих мест в этом секторе с учетом сезонных корректировок. Реальное количество сокращенных рабочих мест с декабрьских пиков составило 758 000.

К слову, в прошлом году в период с декабря по март в секторе ритейла перестали существовать 644 000 рабочих мест.

Даже машина пропаганды Уолл Стрит была вынуждена признать проблемы:

“… ритейлеры продолжают испытывать проблемы, и количество полупустых моллов быстро увеличивается во многих пригородах Америки.”

Правда заключается в том, что кроме продаж авто, вспученных дешевым и доступным кредитом, которые теперь также начали снижаться, и продаж Amazon, все говорит о том, что американский потребить находится в полукоматозном состоянии уже почти 3 года.

Февральские продажи в магазинах с широким ассортиментом товаров оказались на том же уровне, что и 30 месяцев назад в августе 2014 года – и я говорю о “номинальных” продажах. Только за последний год индекс потребительских цен (CPI) показал рост инфляции на 2,8%. Таким образом, если скорректировать показатели розничных продаж на инфляцию, то мы получим рецессионные значения.

Более важен тот факт, что провал продаж универсальных магазинов – которые являются якорными арендаторами моллов и привлекают 70% траффика посетителей – не показывает никаких признаков отскока. Последние данные говорят нам о том, что месячная выручка этих магазинов находится на 30% ниже докризисных пиков.

Опять же, этот показатель выражен в номинальных долларах. В реальном выражении продажи универсальных магазинов рухнули более, чем на 50% с предкризисных лет.

Более того, текущую динамику нельзя назвать циклической в традиционном смысле. Увеличение долгового бремени американских потребителей имеет предел. Американские потребители перестают делать покупки, потому что так называемое экономическое восстановление было потрачено впустую. Потребительские траты были так велики в последние годы только в результате того, что в секторе потребительского кредитования не произошло никакого делевериджа с кризиса 2008 года.

И это означает, что кейнсианский посыл, используемый при формировании экономической политики Вашингтона, в очередной раз оказался опровергнут. Согласно учению Кейнса, потребительские расходы – это двигатель процветания. Фактически, невзирая на пятикратное увеличение баланса Феда – с $900 млрд. на момент краха Lehman до $4,5 трлн. на сегодняшний день – наши кейнсианские руководители центральных банков просто не могут сделать так, чтобы заимствования и траты потребителей прокладывали путь к процветанию.

Они попали в ловушку Пика Долгов.

Значительные темпы роста расходов в рознице с момента кризиса были зафиксированы лишь у 20% домохозяйств с самыми большими доходами. Однако история рассказывает нам о том, что каждый раз, когда рынок акций обрушается, кредитные карты оказываются припрятанными поглубже в кошельках.

Фактически, мы наблюдаем за подобным развитием ситуации прямо сейчас, и предотвратить это не могут даже остаточные явления Трампомании. И об этом мы узнаем из самого надежного источника, и этот источник — не правительственная фабрика американской статистики, а Bank of America, в распоряжении которого имеется огромная база данных по кредитным и дебетовым картам.

В феврале продажи универсальных магазинов рухнули на 15 % к тому же месяцу годом ранее. Этот провал оказался самым глубоким за всю историю наблюдений.

Короче говоря, сектор ритейла столкнулся с проблемами, которые имеют двоякую природу: съеживающийся спрос и гигантские избыточные мощности.

И теперь все идет к тому, что 150 млн. квадратных футов торговых площадей перестанут функционировать в течение 2017 года. Если эта цифра будет достигнута, то она окажется рекордно большой для Америки. Для того, чтобы заполнить пустеющие площади ритейлеры предпринимают весь арсенал мер: они снижают арендные ставки, увеличивают расходы на продвижение и мерчендайзинг, расширяют площади для досуга потенциальных покупателей.

Называйте это масштабным столкновением Amazon/онлайн коммерции и не в меру разросшейся розничной инфраструктуры. Но как бы вы не назвали происходящее, “рост” экономики от этого не оживится.

Наоборот, настало время суровой расплаты, поскольку экономические законы наконец-то начинают проявлять себя посреди масштабных неэффективных инвестиций, осуществленных благодаря политике, благоприятствующей росту пузырей, которую проводил Федрезерв в последние три десятилетия.

Существует очень большое количество свидетельств, поддерживающих такое заключение.

Взгляните на прибыли компаний из индекса S&P 500: за 12 месяцев, предшествующих сентябрю 2013 года, прибыль на акцию из индекса S&P 500 составила $94,37. За 12 месяцев, предшествующих декабрю 2016 года, этот показатель был равен $94,55.

Именно так! За 40 месяцев этот показатель не вырос и на 20 центов!

И теперь мы не только имеем пузырь всего, но у нас еще есть и президент, который меняет свои убеждения изо дня в день. Мы также видим, что наш финансовый рынок стал настолько похожим на казино, что лучше бы нам дать ему другое название.

Кроме того, я полагаю, что Дональда было бы уместно переименовать в Обамальда.

Упомянув это, нужно сказать, что он почти наверняка не сможет удерживать свой Рефляционный Пузырь надутым.

Не думаю, что вы могли бы пожелать для себя более комфортных условий выхода с рынков. И теперь, когда “100 дней” Президента Трампа оказались позади, вполне возможно, эти слова являются последним предупреждением.

Опубликовано 01.05.2017 г.

Источник: The “Retail Apocalypse” Is Here

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментариев: 6

  1. кузень
    02.05.2017 14:30

    Он-лайн торговля наступает. Но для комнедвиги это довольно плохо. Нас кстати это тоже ждет, но у нас пока нет такого обилия гипермаркетов.

  2. Скворцов
    02.05.2017 16:40

    У нас этот процесс также налицо, другое дело, что кредитное плечо в России в десятки раз меньше.

  3. Vityek
    02.05.2017 17:27

    Ритейл себя дискредетировал как модель, вот и вся проблема.

  4. Dr.Pruck
    02.05.2017 20:27

    Да господин кузень , и нас подобное
    очевидно и вероятно затронет.
    В чём проблема — напрочь отсутствует профессиональное видение модели перспективы развития компании.
    Удобный, не прошедший квалификационного экзамена в экспертном национальном центре независимый директор, выписанный из дружественного запада.
    Известны те компании которые не «осваивают» финансы в сомнительные модели перспективы развития компании
    (а вообще таковые то есть?), а в силу здравого профессионального суждения хранят свободные пусть и фиантные суррогатные деньги на счетах.
    Сургутнефтегаз например.

  5. Adrian
    03.05.2017 10:45

    Апокалипсис ритейла освобождает много места под декорации для съемок фильмов про Апокалипсис.
    Еще можно передать эти млн.кв.м на баланс FEMA для временного размещения «перемещенных лиц» после начала БП. Добавить немного колючки и вуаля! На месте мегамолла — готовый комфортный концлагерь.

  6. alseek
    03.05.2017 11:46

    Не знаю как в Америке, в РФ ситуация с ритейлом понятна, у населения банально нет денег.
    С текущими зарплатами покупать в моллах брендированные вещи по новому курсу мало кто себе может позволить да и смысла нет, вещи так хренового качества по очень высокой цене. В СПб построили Охта-молл стоит пустой, туда даже никто и не заехал из сетей. Только детские площадки да рестораны более менее заполнены.
    Нефть вернется к 80-90, рубль к 40, тогда что то и наладится, не раньше. Так как зарплаты не растут. ИМХО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *